Персоны

Мария Биешу

1935–2012

Биография

Биешу Мария Лукьяновна – молдавская певица, сопрано.

О вокальной карьере Мария Биешу поначалу и не думала. В молдавском селе, где она родилась, многие хорошо пели. Пела и она в школьном театре, потом в студенческой самодеятельности. Профессию выбрала в прямом и переносном смысле «земную» – в сельскохозяйственном техникуме училась на агронома. Когда в 20 лет Биешу без экзаменов приняли в Кишиневскую консерваторию, она даже не знала нот. Не знала и слова «бельканто», но, слушая по радио итальянских певцов, обещала педагогу, что петь будет именно так. А в 1965 году Марию Биешу отправят на стажировку в миланский театр Ла Скала перенимать искусство bel canto из первых рук. В 1966-м она получает третью премию на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, на следующий год – первую премию и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира» на Конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии.

К этому времени, с 1961-го, певица уже числилась солисткой Кишиневского оперного театра. Сюда она вернется из Италии, здесь останется, несмотря на многочисленные предложения от Киевской оперы, ленинградского Кировского/Мариинского и московского Большого театра, где Биешу часто пела как приглашенная звезда. Она понимала, что такой творческой свободы, как в Кишиневе, ей не будет предоставлено нигде. Театр Молдовы, который сегодня носит имя Марии Биешу, тогда был совсем молодым – первые оперные спектакли здесь поставили в середине 1950-х годов, и Мария Биешу сразу же стала ведущей солисткой, примадонной. «Под нее» дирижеры и режиссеры формировали репертуар, ставя ее любимые итальянские оперы – «Аиду», «Норму», «Тоску», «Турандот», «Богему», а также оперы Чайковского – «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту»…

В архиве певицы хранились восторженные отзывы о выступлениях на итальянских, немецких, французских оперных сценах. Появлялась она в постановках нью-йоркской Метрополитен-оперы, Сиднейского оперного театра, пела на Кубе и в Бразилии.

Часто Марию Биешу слышала и ленинградская филармоническая публика. В Большом зале она дебютировала в апреле 1968 года. Несколько раз пела итальянские арии с филармоническими оркестрами – Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром, появлялась в программах Ансамбля скрипачей Большого театра Юлия Реентовича и Русского народного оркестра имени Андреева. Но чаще Мария Биешу давала сольные концерты. Всего в Большом зале их будет двенадцать. В них звучали оперные арии, камерная вокальная музыка: русская – от Глинки до Свиридова, зарубежная – от Моцарта до Дебюсси.

Распад Советского Союза Мария Биешу восприняла тяжело: страна казалась ей единым пространством, где в разных городах 15-ти республик жили ее друзья и поклонники, которых она отказывалась считать «иностранцами». В 1990-е годы замерла на середине работа над очередной экранизацией оперы с участием певицы – «Нормы», где Мария Биешу должна была сниматься с московскими солистами. Зато в Кишиневе был организован фестиваль «Приглашает Мария Биешу», продолжились и зарубежные гастроли – последний европейский тур певицы прошел в 2001 году.

До 1997 года Мария Биешу приезжала и в Ленинградскую-Петербургскую филармонию. Еще в 1980-е сложился ее ансамбль с органисткой Ниной Оксентян. Их вокально-органные вечера пользовались особой любовью слушателей. После одного из них артистка оставила запись в филармоническом альбоме автографов – «Золотой книге»:

Большому залу филармонии желаю больших успехов, побольше хороших концертов и артистов.
С любовью
Мария Биешу
14.06.1991

В таком формате прошло и последнее выступление молдавской певицы в Большом зале 8 марта 1997 года.

В Малом зале имени Глинки Мария Биешу пела редко, но именно на этой сцене сольным концертом 16 октября 1997 года завершилась ее филармоническая биография.

О. Р.


Концерты

  • 24 апреля 1968

    Вокальный вечер
    Мария Биешу (сопрано)

    В программе: Страделла, Верди, Лист, Пуччини, Р. Штраус, Шопен, Чайковский

  • 5 декабря 1968

    (анонс: действительны билеты со штампом 11 ноября)

    Вокальный вечер
    Мария Биешу (сопрано)

    В программе: Страделла, Верди, Лист, Пуччини, Р. Штраус, Шопен, Вебер, Чайковский, Рахманинов, Глинка

  • 31 декабря 1969

    Вечер симфонических миниатюр
    Дирижер – Арвид Янсонс

    В программе: Обер, Гайдн, Глюк, Дворжак, Ярнефельт, Чайковский, Шостакович, Глазунов, Леонкавалло, Масканьи, Верди, Пуччини, Григ, Сибелиус, Брамс, Берлиоз

  • 3 января 1970

    Вокальный вечер
    Мария Биешу (сопрано)

    В программе: Гендель, Бах–Гуно, Брамс, Регер, Чайковский, Беллини, Верди, Григ, Р. Штраус, Шопен–Виардо, Пуччини, Левина

  • 27 июня 1970

    Вокальный вечер
    Мария Биешу (сопрано)

    В программе: Гендель, Моцарт, Беллини, Лист, Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Богатырев, Стырча, Жербин

  • 20 мая 1971

    Вокальный вечер
    Мария Биешу (сопрано)

    В программе: Гендель, Маттеи, Мендельсон, Верди, Форе, Бойто, Рубинштейн, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Лунгул, Глиэр

  • 23 ноября 1976

    Вокальный вечер
    Мария Биешу

    В программе: Гендель, Глюк, Шуберт, Шуман, Вебер, Глинка, Римский-Корсаков, Рахманинов

  • 28 ноября 1976 (днем)

    1-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Гоя

    В программе: Моцарт, Верди

  • 22 июня 1978

    Вокальный вечер
    Мария Биешу

    В программе: Шуберт, Шуман, Свиридов, Слонимский, Дога, Бузилка, Мустя, Пуччини, Верди, Россини

  • 20 ноября 1982

    Концерт популярной музыки
    Дирижер – Владимир Попов

    В программе: Ипполитов-Иванов, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, Свиридов, Василенко, Булахов, Вальдтейфель, Куликов, Гурилев, Петров, Георгице, Кока, Динику, народные песни

  • 22 ноября 1982

    К 60-летию образования СССР
    Вокальный вечер
    Мария Биешу

    В программе: Чайковский, Новиков, Тулебаев, Арро, Власов, Богатырев, Палиашвили, Жуковский, Арутюнян, Ткач, Дубоссарский, Левина

  • 23 июня 1985

    XXII фестиваль искусств СССР «Белые ночи»
    Органно-вокальный вечер
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Пёрселл, Боэльман, Страделла, Джордани, Франк, Лист

  • 18 июня 1988

    Органно-вокальный вечер
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Шуберт, Марчелло–Бах, Вивальди–Бах, Страделла, Джордани, Респиги, Тости, Годар, Бизе

  • 19 июня 1988

    4-й концерт 10-го абонемента

    «Дебюты молодых дирижеров»
    Дирижер – Александр Самоилэ (Кишинев)

    В программе: Верди, Чилеа, Пуччини, Франк

  • 14 июня 1989

    6-й концерт 21-го абонемента

    Органно-вокальные вечера
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Брамс, Марчелло, Луцци, Франк, Форе, Сен-Санс, Годар, Бизе

  • 18 июня 1989

    (повтор программы 14 июня)

    Органно-вокальные вечера
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Брамс, Марчелло, Луцци, Франк, Форе, Сен-Санс, Годар, Бизе




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»