Персоны

Александр Глазунов

1865–1936
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Глазунов

Биография

Глазунов Александр Константинович – русский композитор, дирижер, педагог.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Композиторский дебют Глазунова в Зале Дворянского собрания состоялся в марте 1882 года – премьерой Первой симфонии 16-летнего автора, ученика Римского-Корсакова, дирижировал Балакирев.
Групповая фотография Беляевского кружка, снятая по случаю 5-летия Русских симфонических концертов. Фото подарено Библиотеке Ленинградской филармонии Михаилом Курбановым (летописцем Беляевского кружка) в 1937 году. Сидят: Лядов, Стасов, Кюи, Римский-Корсаков, Беляев с дочерью, Глазунов, Соколов.
Стоят: Сигизмунд Блуменфельд, Антипов, Копылов, Феликс Блуменфельд, Витол, Лавров, Арцыбушев, Дианин, Антипов, композитор Антипов, Ляпунов, Петров.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сам Глазунов выступал в Дворянском собрании как дирижер в концертах Русского музыкального общества с разными оркестровыми коллективами. Сотрудничал он и с Придворным оркестром, который под управлением автора исполнил несколько его сочинений – Кантату к 100-летию А. С. Пушкина, музыку к драме «Царь Иудейский» на текст великого князя Константина Константиновича, Коронационную кантату (на коронацию Николая II), Торжественную увертюру, посвященную артистам оркестра.


Обложка "Коронационной кантаты" А. Глазунова. Издательство Митрофана Беляева, Лейпциг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Подробности их совместных выступлений зафиксированы в рукописной книге Придворного оркестра, где указаны программы, солисты, место и время проведения репетиций и концертов, поводы, по которым они устраивались. Так, 27 февраля 1904 года, в зале Дворянского собрания «По Высочайшему Государя Императора повелению дан первый концерт в пользу состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны склада вещей для воинов на Дальнем Востоке», Глазунов дирижировал своей «Коронационной кантатой». В рукописной книге отмечены и любопытные детали: в концерте 21 апреля 1915 года под управлением автора исполнялась «Парафраза на гимны союзных держав для оркестра», она, как отмечено в книге, «по желанию публики была повторена».


Книга программ Придворного оркестра, запись о концерте в зале Дворянского собрания 27 февраля 1904 года. Композитор и дирижер А. К. Глазунов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Глазунов продолжит работать с оркестром и после 1917 года, когда коллектив станет Государственным. В его авторском концерте, прошедшем в Капелле 11 декабря 1917 года, скрипичный концерт исполнит Цецилия Ганзен, а в «Вакхической песне», прозвучавшей 17 февраля 1918 года в зале Консерватории под управлением Глазунова, будет солировать Федор Шаляпин.

  Программка концерта 11 декабря 1917 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К моменту открытия в 1921 году Петроградской филармонии Глазунов был важнейшей фигурой в музыкальной культуре страны. Почетный член Кембриджского и Оксфордского университетов, известный композитор, получивший международное признание уже после первого выступления на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, избранный директор Консерватории (с 1905 года), неустанно заботящийся не только об образовании студентов, но и об их быте и дальнейшей карьере, член Художественного совета Филармонии, он продолжает выступать на сцене Большого зала. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За пультом Филармонического оркестра Глазунов появляется чаще других музыкантов, за исключением главного дирижера Эмиля Купера. С 1921-го по 1927 год он дает здесь 36 концертов. С Глазуновым выступают Владимир Горовиц и Натан Мильштейн, Александр Боровский, Александр Зейлигер и Эдуард Эрдман, солисты Мариинского театра (ГАТОБа) и недавние выпускники консерватории. Кроме собственных сочинений, под управлением Глазунова звучала русская классика и западная музыка: он дирижировал программами памяти Данте, Стасова, Есиповой, участвовал в концерте, чествовавшем артистов, прослуживших в оркестре более 20 лет.


А. К. Глазунов с оркестром Петроградской филармонии (предположительно) у здания концертного зала Павловского вокзала, 1923 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом зале филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ, регулярно играет струнный квартет имени Глазунова (имя композитора было «охранной грамотой» для музыкантов). Сам Глазунов выступает здесь лишь однажды в авторском концерте 16 декабря 1926 года – аккомпанирует на рояле своей приемной дочери Елене Гавриловой (она исполняет фортепианный концерт № 2) и певице Ксении Комиссаровой.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Весной 1927 года Малому залу филармонии присвоят имя Бетховена. Это случится после пышных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти немецкого композитора. В Большом зале они откроются 27 марта торжественным заседанием-концертом. Председательствует Глазунов: он произносит «Слово о Бетховене» и дирижирует Третьей симфонией.

Этот концерт, как и весь шестой филармонический сезон, стал последним для Глазунова-дирижера. Теперь в Филармонии он бывает только как автор и слушатель.

Именно в этом сезоне за кулисами Филармонии появляется толстая тетрадь, в которой дирижеры и солисты могут оставлять отзывы о Филармоническом оркестре. Впоследствии она получит название «Золотой книги». Книга начинается с отзыва Глазунова, он написал его в день открытия сезона 6 октября 1926 года, когда дирижировал концертом из сочинений Балакирева, Рахманинова и Римского-Корсакова. На закрытии сезона[1], где с оркестром выступал Ганс Кнаппертсбуш, Глазунов добавляет в этот же отзыв еще одну дату – 8 мая 1927 года.

6 окт. 1926 г (открытие сезона)
8 мая 1927 г. (закрытие сезона)
Наилучшие воспоминания о моей творческой и артистической деятельности, как в было(е) время, так и в настоящее, тесно связаны с дорогим мне прекрасным оркестром филармонии, о чем свидетельствую с чувством сердечной признательности
Сердечно преданный
А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Честь сделать первую запись в книге была предоставлена Глазунову не только как большому музыканту и авторитетной фигуре в русской культуре. Ностальгический тон отзыва и его двойная датировка (вторая дата никак не связана напрямую с Глазуновым) подсказывают, что в отзыве есть и другой, личный подтекст взаимоотношений композитора и обитателей Филармонии. Он проясняется дальнейшей биографией Глазунова.

Уже не первый год музыкант добивается заграничной командировки. Это единственный способ уехать в Европу. Глазунов об этом знает лучше других, он лично не раз подписывал ходатайства на отъезд многим петроградским музыкантам. Глазунова не выпускают. Тема отъезда громко не обсуждается, но, надо полагать, ближайшие соратники композитора знают о его планах больше не возвращаться в Россию. И запись в «Золотой книге», словно долгое прощание, – косвенное тому подтверждение.

В 1928 году Глазунова приглашают в Вену в жюри конкурса имени Шуберта. Наконец-то он получает разрешение на выезд.

29 января 1928 года в утреннем абонементном концерте Филармонический оркестр под управлением Александра Гаука исполняет в Большом зале русскую программу из сочинений Ляпунова и Глазунова: звучит его «Карельская легенда» и Третья симфония, посвященная Чайковскому.

Главная тема симфонии становится эпиграфом к новой записи, сделанной в «Золотой книге» во время репетиций. Публикуется впервые:

Вновь посетил зал филармонии, где всегда имел много радости в общении с дивным оркестром Филармонии

28 янв. 1928 г. А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И этот текст, с глаголами прошедшего времени, выглядит символичным жестом прощания, непростого и для самого композитора, и для его остающихся в Петрограде коллег.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из Вены Глазунов переезжает в Париж, где и живет последние годы. До конца жизни он поддерживает контакты с консерваторскими и филармоническими музыкантами, а имя композитора сохраняется в афишах Филармонии. Газета "Музыкальные кадры", март 1946 года.

В 1972 году прах Глазунова был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде, а в 2002 году, согласно завещанию приемной дочери композитора Елены Гавриловой-Гюнтер, его архив был перевезен из Мюнхена в Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

И. Р.


Концерты

  • 20 июля 1921

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солист – Борис Захаров

    Глазунов. Драматическая увертюра «Песнь Судьбы». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 8

  • 23 июля 1921

    (повторение программы 20 июля)

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – Александр Глазунов
    Солист – Борис Захаров

    Глазунов. Драматическая увертюра «Песнь Судьбы». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 8

  • 14 сентября 1921

    Памяти Данте
    Дирижеры – Александр Глазунов, Эмиль Купер

    Лист. «Данте-симфония». Танеев. Канцона XXXII «Vita nuova». Чайковский. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 6 декабря 1922

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солист – Евгений Вольф-Израэль

    Глазунов. Финская фантазия. Две пьесы для виолончели с оркестром. Картина «Зима» из балета «Времена года». Симфония № 7

  • 11 декабря 1922

    (повторение программы 6 декабря)

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солист – Евгений Вольф-Израэль

    Глазунов. Финская фантазия. Две пьесы для виолончели с оркестром. Картина «Зима» из балета «Времена года». Симфония № 7

  • 17 января 1923

    Филармонический оркестр
    Рубинштейн
    Дирижер – Александр Глазунов
    Солист – Константин Шмидт

    Рубинштейн. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Три хора из оратории «Вавилонское столпотворение». «Шествие» из оперы «Фераморс»

  • 17 февраля 1923

    (в программке опубликован полный список)

    Чествование артистов оркестра, прослуживших более 20 лет
    Дирижеры – Александр Глазунов, Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Глазунов. Торжественная увертюра. Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 21 февраля 1923

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бородин. Симфония № 1. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». «Трепак» и «Полководец» из вокального цикла «Песни и пляски смерти». Интермеццо и Турецкий марш из оперы «Хованщина»

  • 26 февраля 1923

    (повторение программы 21 февраля, машинопись)

    Концерт Филармонического оркестра
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бородин. Симфония № 1. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». «Трепак» и «Полководец» из вокального цикла «Песни и пляски смерти». Интермеццо и Турецкий марш из оперы «Хованщина»

  • 28 февраля 1923

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солистка – Ирина Энери

    Глазунов. Музыка к драме «Царь Иудейский». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2

  • 19 марта 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов (повторение программы 28 февраля)

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солистка – Ирина Энери

    Глазунов. Музыка к драме «Царь Иудейский». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2

  • 11 апреля 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Лядов. «Про старину». Интермеццо. «Кикимора». Восемь русских народных песен. Глазунов. «Весна». «Из средних веков»

  • 28 ноября 1923

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – Александр Глазунов
    Солист – Константин Шмидт

    Глазунов. Симфония № 8. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 году

  • 12 декабря 1923

    Филармонический оркестр
    Солисты – Натан Мильштейн, Владимир Горовиц
    Дирижер – Александр Глазунов

    Глазунов. Торжественная увертюра. Концерт для скрипки с оркестром. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 6 февраля 1924

    Памяти В. В. Стасова
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Глазунов. Прелюдия памяти В. Стасова. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Чайковский. Фантазия «Буря». Римский-Корсаков. Ариозо «Пророк». Мусоргский. «Поражение Сеннахериба». Глазунов. Фантазия «Лес». Лядов. Интермеццо для оркестра

  • 30 марта 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Романсы «Для берегов отчизны дальной» и «Спящая княжна». Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Глинка. Увертюра «Арагонская хота»

  • 18 апреля 1924

    Филармонический оркестр
    Солист – Александр Зейлигер
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 20 апреля 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 2. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»

  • 19 ноября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов
    Солист – Натан Мильштейн

    Лядов. «Nenie». «Волшебное озеро». Скерцо для оркестра. «Сельская сцена у корчмы». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Лист. Симфоническая поэма «Прометей»

  • 22 ноября 1924

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – автор, Александр Глазунов
    Солистка – Анна Луговая

    Глазунов. Тема с вариациями для струнного оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 4


ВИДЕО

Леонид Гаккель об Александре Глазунове

Леонид Гаккель об Александре Глазунове



«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 22 ноября 1924 в БЗФ 5 декабря 1924

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 7 октября 1925 в БЗФ 8 октября 1925

«‎Правда»‎

По поводу концерта Персимфанса к шестидесятилетию со дня рождения А. К. Глазунова 14 октября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 3 февраля 1926 в БЗФ 5 февраля 1926

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 5 октября 1927 8 октября 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 42

О концертах 6 и 10 октября 1926 в БЗФ Октябрь 1926

«‎Красная Газета»‎ (утренний выпуск)

О концерте 9 октября 1926 11 октября 1926

«‎Смена»‎

О концерте 27 марта 1927 в БЗФ 29 марта 1927


Александр Глазунов

Александр Глазунов

Композитор 28 января 1928

Александр Глазунов

Александр Глазунов

Композитор, дирижер 6 октября 1926 и 8 мая 1927


Список премьер

  • 11 декабря 1917 г.

    В Капелле, Государственный оркестр под управлением автора Глазунов. «Песнь судьбы», драматическая увертюра для оркестра, соч. 84

Список сочинений

  • Бетховен

    Симфония № 5 до минор, соч. 67 Глазунов Торжественная увертюра, соч. 73

Концерты до 1921 года

  • Среда, 26 мая 1899 г.

    В Большом зале консерватории (из книги оркестра) С.-Петербург. по Высочайшему повелению Придворный симфонический оркестр участвовал в публичном собрании императорской Академии наук в Большом зале Консерватории в честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Исполнено Придворным симфоническим оркестром, артисткой Императорских театров Долиной, артистом тех же театров Ершовым и хором Русской оперы из 40 человек под управлением автора Глазунов. Кантата на юбилей Пушкина, слова К. Р. Из 5-ти частей
  • Вторник, 27 февраля 1904 г.

    В зале Дворянского собрания (из книги оркестра) С. Петербург. По Высочайшему Государя Императора повелению дан первый концерт в пользу состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны склада вещей для воинов на Дальнем Востоке. Дирижёры: А. К. Глазунов, Г. К. Флиге и Г. И. Варлих [вероятно, Глазунов дирижировал только своим сочинением, указанным ниже] Коронационная кантата, соч. 56 для соло, хора и оркестра, слова В.Крылова. Исп. г-жи Солистка Его Величества М. А. Славина, М. Я. Будкевич; Гг. А. М. Лабинский, Н. В. Троицкий, хор и оркестр
  • Четверг, 7 ноября 1913 г.

    В репетиционном зале (из книги оркестра) В 10 часов утра репетиция симфонического оркестра под управлением А. К. Глазунова музыки к Царю Иудейскому Е.И.В. Вел. Кн. Константина Константиновича
  • Суббота, 16 ноября 1913 г.

    В репетиционном зале (из книги оркестра) В 10 часов утра репетиция симфонического оркестра под управлением А. К. Глазунова в присутствии приглашённых А. К. Глазуновым лиц репетиция музыки к Царю Иудейскому Е.И.В. Вел. Кн. Константина Константиновича


Другие материалы

Софья Акимова

Софья Акимова

Сопрано 1887–1972
Борис Захаров

Борис Захаров

Фортепиано 1888–1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»